ПТИЦЫ ОДНОГО ПОЛЕТА

Расхожая истина — театр начинается с вешалки. А с чего начинается аэроклуб? «Аэроджетклуб» начинался с кусочка чистого поля и сиротливо стоящих на нем одного-единственного летательного аппарата Л-29 «Дельфин» и вагончика рядом. Это сегодня в клубе шесть самолетов и три вертолета, а тогда… Инструменты хранить было негде. Все приходилось делать одновременно: доводить до ума, то есть готовить к полетам самолет, осваивать его и учиться летать, и строить аэроклуб. Но начинали не с помещений для отдыха, не с бильярдной, не с сауны, а с учебных классов, потому что главной целью было не отдохнуть на природе, а подняться в небо.
— Интересно стоять у истоков, — говорит один из основателей «Аэроджетклуба», — в самой начальной точке. Приходится одновременно решать задачу на оптимум, по силам, средствам и возможностям, да не одну, а сразу несколько.
Наверное, именно такой подход и позволил клубу подняться в самые короткие сроки: не только этажами здания, в котором есть все для учебы, работы, отдыха, но и подняться в небо. Ведь именно это было главной задачей.
Но, пожалуй, было еще кое-что. Это в первую очередь, желание проверить себя на излом. Такое настоящее мужское желание: смочь. Не только построить и организовать, но почувствовать, как твоим рукам, знаниям, воле подчиняется не легкий спортивный самолетик, а истребитель. У англичан есть такая поговорка: «Есть только один тип самолета — истребитель, все остальное — цели». А самолеты серии «Л», на которых летают в «Аэроджетклубе», и есть самые настоящие боевые истребители, хоть и без штатного вооружения на борту.
Те, кому никогда не доводилось держать в своих руках ручку управления реактивного самолета, сравнивают полет с ездой на гоночной машине. Дескать, те же громадные скорости, тот же адреналин в кровь. Тот же, да не совсем.
— Это совсем по-другому, — не соглашается пилот аэроклуба Вячеслав Камнев, — каким бы мощным и скоростным не был автомобиль, ты всегда можешь нажать на тормоз и остановиться в любом месте. А вот если взлетел… Тут ведь уже не скажешь: «Ой, остановите, я сойду». С какой бы скоростью ты ни мчался на гоночной машине, у нее все равно есть точка опоры и не одна, а целых четыре. А здесь только одна — это твое мастерство. И уж она-то, эта опора, должна быть самой крепкой и надежной.

Читайте также  L-29: мой первый и самый любимый

В «Аэроджетклубе» с мастерством полный порядок. Учат летать здесь инструкторы, мастера спорта по высшему пилотажу В. Ф. Илларионов и Л. И. Поберий, налетавшие на разных типах реактивных самолетов не одну тысячу часов. Старая школа, оттого и подход соответственный. Первая, она же единственная заповедь клуба — авиационная безопасность. В тренажерном классе отрабатывают автоматизм, что называется до седьмого пота. Проигрывают все мыслимые и немыслимые нештатные ситуации. Конечно, технические навыки и знания — это главное, но немаловажный фактор — это ощущение уверенности в себе и полного контроля над могучей машиной. Как результат: за три года существования в аэроклубе не было ни одного значимого ЧП.
Хотя безаварийные полеты, наверное, не самый главный показатель мастерства пилотов «Аэроджетклуба». Можно же просто поднять крылатую машину в воздух, сделать пару кругов над подмосковными просторами и потом гордиться собой до следующего такого же спокойного полета. Однако настоящий пилот и однообразие — вещи несовместимые. Ну, зачем, казалось бы, вполне преуспевающему человеку изучать технику высшего пилотажа или разные типы самолетов? А то самое — смочь: освоить пять типов самолетов за год, поднять раритетный «По-2» на 900 метров (прежний рекорд для этого самолета — 720 м), отработать в полете какие-то нештатные ситуации.
За эти несколько лет существования у пилотов «Аэроджетклуба» появилось не только умение грамотно поднять самолет в воздух, пролететь и совершить посадку. Их уже начинают узнавать в воздухе по тому, как они пилотируют.
Появляется то, что профессионалы называют «почерком». А точнее — свой, неповторимый стиль. Но это же слово применимо и к самому клубу. У него тоже есть свой стиль, своя атмосфера. Членов клуба объединяет не только желание летать, а еще и желание быть вместе, ощущать свою причастность к общему делу. Или, как говорят об этом сами члены клуба:
— Что мне дал воздух? Честно могу сказать, что полеты, обучение — на каком-то этапе они сформировали мое «Я». Я стал другим после того, как пришел сюда.
— Я одно могу сказать — здесь я познакомился с очень интересными людьми.
А точнее всех сформулировал инженер авиационной службы «Аэроджетклуба» И. Л. Малин: -Это же не просто клуб для полетов, это клуб для отдыха, клуб по интересам. Вот они здесь собрались, знаете, как говорят — «птицы одного полета»…
В этой фразе нет никакого пафоса. Ведь клуб объединил не просто сильных, уверенных, удачливых. Он объединил тех, для кого стремительный полет на пределе возможного — это не дорогостоящая экзотика, а стиль жизни.

Читайте также  Аэрофлот поменял председателя

***
…Короткий разбег, свист нарастает и переходит в рев, стрелка указателя скорости бежит, не задерживаясь на делениях. Так, еще чуть-чуть — пора! Ручку на себя, привычно закладывает уши и… здравствуй, небо…