Пока Airbus и Boeing на Парижском авиасалоне соревнуются в получении заказов на узкофюзеляжные самолёты, а главным событием форума стала презентация проекта 737 MAX 10, широкофюзеляжная программа производителей не может похвастаться особым вниманием публики.
Большая часть объявленных контрактов на поставку Airbus A350 или Boeing 777 и 787 — это заранее подготовленные соглашения, а также простая публикация информации о покупателях, которая до этих дней хранилась в тайне. Примечательно, что даже с такими ухищрениями Boeing пока не смог объявить ни об одном заказе на 777X: в этом году производитель уже дважды сокращал производительность текущей программы 777 из-за низкого интереса потенциальных клиентов.
Почему вдруг авиакомпании начали обходить вниманием широкофюзеляжные самолёты? Пять возможных причин ниже.
Генеральный директор Delta Air Lines Эд Бастиан (Ed Bastian) в начале этого года заявил, что наблюдает избыток ёмкости в нише широкофюзеляжных машин в целом по рынку. Теперь многие авиакомпании решили отказаться от новых покупок ввиду опасности не заполнить то, что они уже приобрели. А два американских гранда — Delta и American Airlines — отложили дату приёма от производителя суммарно 32 самолётов Airbus A350-900.
В последние годы перевозчики «Большой тройки» — Emirates, Etihad Airways и Qatar Airways — стали главными драйверами заказов на широкофюзеляжные самолёты. Но теперь для них наступили сложные времена: войны в Сирии и Йемене, запреты со стороны администрации США на провоз ноутбуков из аэропортов Персидского залива, блокада Катара, а главное — длительный период низких цен на нефть. Арабские авиакомпании пользовались казавшимися неограниченными финансовыми ресурсами монархов своих стран — но этот денежный поток в последнее время начитает мелеть, и перевозчики задумались об экономии. Как минимум — на новых больших покупках.
A321neoLR имеет дальность полёта 7 410 км, Boeing 737 MAX 7, 8 и 9 могут покрывать расстояние в 6 480 км. Авиакомпания Norwegian планирует развернуть сеть трансатлантических маршрутов на MAX 8. То есть, авиакомпании могут купить более дешёвый самолёт и поставить его на линию с меньшим риском незаполняемости кресел — и если неудача всё-таки случится, тот же самый самолёт можно снять с дальнего рейса и использовать на коротких маршрутах с быстрой оборачиваемостью. Теперь перевозчики перед покупкой широкофюзеляжной машины думают дважды.
Boeing в течение Парижского авиашоу начал дразнить публику подробностями своего проекта для «середины рынка» (middle of the market aircraft, MMA) — так называемого 797, — который планируется вывести в коммерческую эксплуатацию уже в 2025 году. Производитель заявил, что самолёт будет включать в себя композитное крыло пятого поколения, «гибридный» композитный фюзеляж, цифровую архитектуру следующего поколения и суперэффективные двигатели. Между рядами кресел будет два прохода, вместимость составит до 270 пассажиров и дальность полёта — более 9 260 км. Если Boeing и, возможно, Airbus в ответ, запустят свои новинки к началу 2019 года, зачем сейчас закупать старьё? Если авиакомпания хочет заменить стареющие 757 или 767 на трансатлантических маршрутах — как это имеет место в United Airlines, — зачем размещать заказ, когда скоро появятся новые предложения?
Наконец, и на Airbus A350, и на Boeing 787 собрано множество заказов. Почти все возможные клиенты уже ознакомились с предложениями и совершили свои покупки ранее. Airbus на данный момент имеет портфель контрактов на более чем 850 самолётов A350, Boeing — свыше 1200 заказанных Dreamliner. Теперь производителям остаётся просто заняться выпуском машин и поставкой их клиентам.
Что всё-таки купили.
Твёрдые заказы Airbus на 21 июня включительно:
Твёрдые контракты Boeing на 21 июня включительно:
Авиаперевозчик HK Express Airways сменил владельца. Лоукостер из Гонконга теперь принадлежит компании Cathay Pacific. Интерактивное…
«Как правило, география полётов ограничивается применением лёгких и средних деловых самолётов, однако есть и такие…
С окончанием "холодной" войны сотни реактивных военных самолетов хлынули в руки гражданских летчиков по всему…
Реактивный самолет для деловых поездок становится "машиной времени". И суть тут не просто в экономии…
Расхожая истина - театр начинается с вешалки. А с чего начинается аэроклуб? "Аэроджетклуб" начинался с…
Имена знаменитых кутюрье известны во всем мире - брюки от Армани, пиджак от Версаче, вечернее…