NBAA-2006: сезон развития бизнес-авиации. Подведение итогов.

NBAA-2006: сезон развития бизнес-авиации. Подведение итогов

Ежегодная конференция национальной ассоциации бизнес-авиации (США) еще раз подтвердила

рост популярности бизнес-авиации, чему во многом содействует и появление сверхлегких самолетов.

В последние годы деловая авиация развивается стремительными темпами, и международный

авиарынок стремится максимально использовать данный факт. Имея существенные резервы, производители модернизируют версии старых продуктов,

но при этом все активнее работают над созданием новых, чтобы удержать и повысить к себе интерес все расширяющейся клиентской базы.

Согласно информации Flight International, за период с 30 сентября 2005 г. по 31

августа 2006 г. прирост рынка международной бизнес-авиации составил 7%, или 24466 реактивных и турбовинтовых самолетов, по сравнению с

22986 самолетами прошлого года.

Турбовинтовые самолеты вновь в моде. Флот воздушных судов данного типа увеличился с 9732

до 10091, при этом промышленный рост составил 3,7%.

Однако более внушительный результат продемонстрировали реактивные самолеты. По

аналитическим данным со всего мира, этот рынок увеличился вдвое, а количество джетов возросло с 13254 до 14375, т.е. прирост составил 8,5%

за 11 месяцев.

Наибольшие показатели роста продемонстрировал Embraer. Парк компании увеличился с 60 до 82

самолетов (37%), причем серия Legacy пользуется на рынке все большей популярностью, хотя на сегодня продано лишь семь ERJ-145.

Имея здоровые амбиции, бразильская фирма желает занять место основного игрока на рынке

бизнес-авиации. Компания демонстративно подтверждает свой переход на новый уровень современной авиации, представив легкий

административно-деловой Phenom-300, особо легкий Phenom-100, а также созданный на базе пассажирского самолета E-190 — Lineage, которые

должны поступить в эксплуатацию в течение трех следующих лет.

Компания Cessna уверенно удерживает лидирующие позиции в области поставок и эксплуатации

собственных самолетов. В этом году число Citation выросло до 4624, т.е. показатели по сравнению с предыдущим годом увеличились более чем в

два раза.

Известно, что 19% турбовинтовыx самолетов и почти треть самолетов АОН (32%) всего мира

произведена этой компанией. Поставки средних самолетов Sovereign и легких реактивных самолетов CJ3 увеличились втрое и составили 95

и 100 самолетов в год соответственно. В два раза увеличились поставки сверхлегкого XLS — с 69 до 139 самолетов. Также планируются поставки

новых легких СJ1+ и CJ2+, со сдачей в эксплуатацию 20 и 21 ВС соответственно. В этом году Cessna предполагает поставить заказчикам 295-300

самолетов Citation, включая и новый Mustang. На него в компанию поступило 250 заказов.

Прирост самолетов американской корпорации Gulfstream в 2006 г. составил 8%.

Количество джетов увеличилось с 1347 до 1450, включая 100 административных самолетов G550 и 42 — G450, что в три и четыре раза больше, чем

в прошлом году, соответственно. До конца 2006 г. компания планирует поставить 111 самолетов G200, а в 2007 г. — 127.

Компания Bombardier увеличила производство с 2884 до 3179 самолетов, при этом рост

составил более 10%. Перспективный Global Express XRS, Challenger 850 и обновленный Learjet 60XR только дебютируют, в то время как в апреле

уже поступили в эксплуатацию 24 сверхбольших Global 5000. Рекорд по продажам поставил Challenger 300 — рост составил 67%, до 100 самолетов.

Читайте также  Операционные показатели Cathay Pacific за 2017 год

Dassault Aviation, предлагающая технику лишь в четырех сегментах на рынке бизнес- и

VIP-самолетов, весьма преуспела в поставках Falcon. Количество проданных самолетов составило 1474, по сравнению с 1585 в прошлом году, но

бум поставок компания связывает с завершением сертификации Falcon 7X в будущем году. Уже сегодня пакет заказов составил 120 самолетов,

включая от NetJets Europe (программа долевого владения), согласно программе, клиент может приобрести долю самолета в соответствии с

количеством необходимых летных часов. Например, при приобретении одной шестнадцатой доли самолета, клиент получает право на 50 летных часов

в год. В соответствии с программами держателей Частных и Корпоративных карт, клиент может приобрести летных часов после единовременной

процедуры оплаты услуг.

По мнению представителей Airbus и Boeing, динамика развития общего авиатранспорта

стимулирует спрос и на деловые самолеты сверхбольших размеров.

Airbus Corporate Jetliner (ACJ) перешагнул рубеж 23% роста, с 52 до 64 самолетов, и

появление в конце этого года A318 Elite, на который у компании 15 заказов, еще больше укрепит ее позиции.

Про незначительный спад спроса на продукцию Boeing в 2005 г. многие уже забыли, и

причиной тому стал рост популярности BBJ и ВВJ 2. В этом году Boeing продал на 9 самолетов больше, чем в прошлом. Общий авиапарк

составил 246 летательных аппаратов, включая 65 BBJ и 13 BBJ-2. Семейство VIP пополнилось новыми моделями: ВВJЗ, созданного на базе

737-900ЕR; ВВJ-С, на базе 737-700C; и VIP-лайнера, созданного на базе модели Boeing-787.

Raytheon Aircraft акцентирует внимание заказчиков на том, что компания способна

предоставить самый широкий выбор самолетов. В прошлом году число ВС увеличилось с 1769 до 1899. Сегодня эксплуатируется 725 самолетов

Hawker 800, включая и Hawker 850XP. Эта модель стала бестселлером среди реактивных джетов среднего размера. Вдвое выросли продажи легкого

Hawker 400XP, с 60 до 125 самолетов, в то время как количество проданных Beechcraft Premier I увеличилось с 32 до 154. Появление Hawker

4000 вряд ли принципиально изменит ситуацию на рынке, поскольку в настоящее время поступили заказы только на 5 самолетов.

Подавляющее большинство (54%) эксплуатируемых в настоящее время турбовинтовых самолетов

составляют Beech King Air (Raytheon). Самолеты настолько экономичны, что даже рост цен на топливо не снизил спрос на эти модели. Поставки

C90GT, более мощной модифицированной версии King Air, начались в конце 2005 г., и компания уже продала 33 самолета. В общем, флот

Beechcraft увеличился с 211 до 5471 машин, включая 23 самолета 1900C/Ds.

У Piaggio, компании-производителя двухдвигательных турбовинтовых самолетов, по-прежнему

пользуется спросом Р180 Avanti II, для организации служебных перевозок и участвующий в программе долевого владения. Усовершенствованный

Avanti способствовал увеличению общего числа поставок компании до 96 самолетов. И по прогнозам компании, решение Rockwell Collins об

установке в кабину Avanti II системы Pro Line 21 еще больше увеличит спрос на эту модель.

Количество самолетов PC-12 компании Pilatus возросло более чем на 25% — с 498 до

663 судов. И хотя в Северной Америке летает около 500 самолетов PC-12, зато их продажи выросли на 50% в Африке и Латинской Америке, где

Читайте также  EgyptAir снова летает в Москву. Пока без пассажиров

слаборазвитая наземная транспортная инфраструктура косвенно способствовала увеличению поставок самолетов в регионы — 32 и 14

соответственно.

Правильно принятое решение об установке в самолетах Meridian «стеклянных кабин»

позволило компании Piper А1гсгай увеличить продажи до 72 самолетов в год, при этом общее количество уже составляет 1299 экземпляров.

В EADS Socata не стали устанавливать подобные кабины в однотурбинный TBM-850, последней

модификации TBM-700, но даже несмотря на это, число поставок увеличилось до 55 экз. в год, при общем количестве в 280 самолетов. Появление

на рынке Extra Aircrafts — EA-500, VulcanAirs 600W Mission и Quest Aircrafts — Kodiak существенно усилят позиции компании в 2007 г.

Растущий спрос на услуги корпоративной авиации наблюдается во всем мире, рост и

развитие экономики влияет на увеличение спроса со стороны богатых людей и бизнеса. Северная Америка по прежнему остается регионом с

наибольшим количеством турбовинтовых самолетов, число которых в этом году выросло с 16681 до 17487. По данным эксперта Ричарда Абоулафия

(Teal Group), рост количества самолетов непосредственно зависит от доходов компаний.

Насколько вырос ВВП в Америке, настолько же вырос и доход компаний — с 7% в 2001 г. до

11,6% в четвертом квартале 2005 г. Свою роль также сыграл и «American Jobs Creation Act», в котором изложены правила льготного

налогообложения компаний, возвращающих в США прибыль, заработанную за рубежом: вместо 35% — около 5%. Поэтому, в 2005 г. производители

самолетов смогли получить заказы на общую сумму в $100 млрд.

По-видимому, Америка единственная страна, где положительно относятся к любой инициативе,

но и растущие рынки Китая, Индии, Мексики, России и Латинской Америки все сильнее притягивают взоры производителей.

В России наблюдается увеличение спроса на услуги корпоративной авиации. В основном речь

идет о рынке VIP-перевозок на внутренних бизнес-рейсах, которые осуществляются на самолетах Aн-74, Ил-76 и Як-42.

Несмотря на то, что количество заказов в 2005 г. неизменно увеличивалось, ситуация с

налогообложением в стране (пошлина и НДС на ввоз иностранных самолетов составляют около 40% от стоимости лайнера) заставила многих

производителей обратить внимание на другие страны — Арубу, Австрию и Швейцарию, в которых также наблюдается стремительный рост

бизнес-авиации.

Быстрыми темпами растет индийский авиарынок. Не в пример России, здесь умеренные

таможенные платежи на ввоз авиатехники способствуют увеличению объемов продаж. Количество эксплуатируемых самолетов за последние 6 лет

удвоилось (с 54 до 107) и теперь составляет 19% всей азиатской корпоративной авиации. Увеличилось число поставок реактивных самолетов

нового поколения: первый ACJ; Citation Bravo и XLS; второй BBJ и пятый Falcon 2000. Весомых результатов добилась компания Pacific Rim,

осуществившая продажу 168 самолетов. В 2006 г. общее количество проданных реактивных и турбовинтовых ВС достигло 771 экз.

Неплохие темпы роста демонстрирует австралийский рынок, здесь реализовано 16 реактивных и

19 турбовинтовых самолетов.

Экономический подъем в Японии привел к закономерному повышению спроса, в итоге авиапарк

страны увеличился на 75 реактивных и турбовинтовых ВС.

Китай по-прежнему остается «спящим гигантом». Культурные, экономические и политические

Читайте также  All Nippon Airways заметно расширит международную сеть

барьеры препятствуют развитию авиации. Так, авиапарк ВС в стране увеличился лишь на 11 самолетов (с 49 до 60). Но уже сейчас в отрасли

делается многое для изменения ситуации. Ожидается устойчивое повышение спроса на частные реактивные самолеты, так как многие компании

нуждаются в современных и быстрых способах передвижения.

Второй в мире по величине авиапарк самолетов базируется в Европе. Многолетние бои за

уничтожение барьеров и препон, препятствующих развитию бизнес-авиации, наконец-то закончились. В итоге на евроавиарынке было реализовано

933 самолета.

В то же время Южная Америка по скорости развития рынка буквально наступает Европе на

пятки. За год ее флотилия выросла с 2255 до 2389 самолетов. Лидирует Мексика, за 12 месяцев приобретено 63 новых самолета, всего 774 ВС.

Следом идет Бразилия, здесь самая высокая (не считая Северной Америки) концентрация турбовинтовых самолетов. За год приобретено 72

самолета, всего 667 (304 — реактивных и 363 — турбовинтовых).

Колумбия, Парагвай и Венесуэла прикупили по 21, 11 и 62 самолета соответственно, здесь

двигателем прогресса стали процветающая экономика вкупе с острой необходимостью предоставить путешественникам возможность добираться в

самые отдаленные уголки этих стран.

На Ближнем Востоке количество бортов увеличилось с 260 до 333. В ЮАР на волне повышенной

активности в области чартерных перевозок приобрели 18 реактивных самолетов, в основном это ВС средних и больших размеров, всего 54 ВС.

Рыночная конъюнктура

Спрос на самолеты больших размеров сыграл свою роль в сохранении среднестатистического

показателя цен на вторичном рынке. Так, если доля самолетов, выставленных на продажу на вторичном рынке, понижается до 10%, то за умеренную

цену можно купить очень приличный самолет. Это позволило производителям удерживать цены на новые ВС. Бывшие в употреблении Fа1соn 2000,

Global Expresses и Gulfstream V становятся еще более востребованными. В связи с этим Рик Энглс, президент брокерской фирмы «Vance & Engles»

заявил: «На рынке нет 2000EX и очень мало Global и GV. Такова сегодня рыночная конъюнктура».

В отличии от Cessna Citation Bravo и Encore, которые уже свое отлетали, спрос на маленькие

самолеты в хорошем состоянии достаточно высок, в частности востребованы Citation XLS, средний Sovereign и супер средний Challenger 300.

А что касается новых моделей, то эксперты предсказывают рекордные поставки в этом году: «Я

думаю, что будет продано 901 ВС общей стоимостью $13,6 млрд. Еще один год и еще одна покоренная вершина», — заявил аналитик.

Приближающаяся сдача в эксплуатацию заказов, таких как Eclipse 500, Mustang, Sino

Swearingen, еще больше стимулируют рост рынка и открывают новую страницу в истории реактивных и турбовинтовых самолетов.

Итоговые подсчеты проведены в тех странах, которые купили самолеты, а не в странах, где

они зарегистрированы. Возможное искажение +/- 31.

Александр Омельченко

По материалам Flight Group, Railway Terrace, Rugby, Warwickshire.