Fastjet за день до банкротства

Африканский лоукостер fastjet (FN), действующий на рынках Зимбабве и Танзании, должен до 14 декабря решить свои финансовые проблемы, иначе ещё одним банкротством в этом году станет больше.

Находящаяся в перманентном кризисе компания до сих пор умудрялась привлекать финансирование с помощью дополнительной эмиссии своих акций.

Мастера эмиссии

В июле так привлекли 7 миллионов долларов США, плюс ещё 3 миллиона от основного акционера — южноафриканской Solenta Aviation Holdings. В качестве гарантии Ник Хёрст (Nick Hurst), гендиректор Solenta, вошёл в правление fastjet для контроля работы главного менеджера авиакомпании Нико Безуйденхута (Nico Bezuidenhout).

Собранные десять миллионов потратили на погашение долгов в этих странах, на расширение операций в Танзании и запуск сервиса в Южной Африке в начале 2019 года.

Удачно размещённая эмиссия позволила тогда указать в отчёте за предыдущий год обнадёживающие числа: уменьшение чистых убытков с 49,7 миллионов долларов (за 2016 год) до 24,5 миллионов (за 2017-й) при общих затратах в 70,7 миллиона.

Операционные показатели тоже не выглядели провальными. Благодаря переходу от Airbus A319 на меньшие самолёты — два Embraer 190 и три Embraer ERJ145 — заполняемость кресел подскочила с 17% до 71%.


Для деятельности в Зимбабве самого маленького Airbus (140-местного A319-131 — на фото) авиакомпании fastjet оказалось слишком много: два таких самолёта заполнялись всего на 17%


Стоило обменять их на четыре 50-местных Embraer ERJ145LR — как показатель возрос до 71%

Коллапс после стабилизации

Компания назвала 2017-й «годом стабилизации», а на сентябрь 2018-го запланировала расширение флота введением трёх турбовинтовых ATR 72 и рационализацией маршрутной сети.

Fastjet не постеснялась указать позитивными факторами «стратегическое и операционное партнёрство» с Solenta (защищавшей свои внепланово возросшие инвестиции) и продажу своего бренда британской easyGroup, чей основатель — учредитель easyJet (U2) Стеллиос Хаджи-Иоанну (Stelios Haji-Ioannou) — конфликтовал с предыдущим менеджментом африканского лоукостера.

Читайте также:  Уральские авиалинии устанавливают Lufthansa Systems

Но осень компании не задалась: власти Танзании в интересах национального перевозчика затянули с разрешением на ввоз тех самых трёх ATR 72-600, на которые была сделана ставка, — уже арендованных, покрашенных и стоящих в аэропорту Тулузы в ожидании поставки. В октябре денег потребовалось ещё.

16 ноября прошло новое размещение акций, на 11,5 миллионов долларов, в том числе на 4,1 миллион от Solenta.

Но они были израсходованы почти моментально, и 7 декабря с помощью того же механизма попытались привлечь средства — но на сей раз удалось собрать 0,69 миллиона. При этом лизинговая компания GECAS, владеющая обоими Embraer 190AR, летающими в танзанийском подразделении, требует внесения просроченных арендных платежей. 14 декабря — назначенный ею дедлайн.


В Танзании на маршрутах работают 104-местные Embraer 190AR — снова неправильный выбор: и слишком большие, и слишком скоростные (для местных расстояний это лишнее), за счёт чего — слишком прожорливые; в общем, непомерно дорогие


Как только выбор был сделан верно — в пользу ATR 72-600, — вмешались власти Танзании. Точнее, вмешались бездействием: fastjet не может получить разрешение на импорт, а потому самолёты так и хранятся на стоянке аэропорта Тулуза Бланьяк, где перекрашивались в бодрую африканскую ливрею