Сократив на 39 единиц заказ на Airbus A380, Emirates (EK) в тот же момент подписалась на 70 самолётов поменьше: 40 среднего класса A330-900 (начнут поступать в 2021 году) и 30 больших A350-900 (старт поставок назначен на 2024-й).
В день всех влюблённых 14 февраля 2019 года авиакомпания и европейский производитель подписали новый контракт, благодаря которому Airbus поставляет в Дубай по базовой модели всех трёх своих широкофюзеляжных линеек.
Откат на пять лет назад
Это отражение ситуации пятилетней давности: тогда в декабре 2013 года перевозчик подтвердил заказ на 50 самолётов A380 с обновлёнными двигателями Rolls-Royce Trent 972, а в 2014-м отменил свой ранний на 50 единиц A350-900 и 20 удлинённых A350-1000.
Но отражение не зеркальное: место самолётов повышенной вместимости A350-1000 заняли заметно меньшие A330-900 — от столь компактных машин Emirates отошла в 2016 году, когда её флот покинули A330-200, A340-300 и A340-500.
Авиалайнеры заказываются не на замену старым, а полностью в целях расширения флота и его возможностей: меньшие машины позволят освоить новые направления с относительно слабым спросом.
Победа над Boeing (неожиданная)
Этот заказ добавил тумана в контракт арабской авиакомпании с Boeing. На авиашоу в Дубае в 2017 году было подписано огромное по стоимости — 15,1 миллиард долларов США — рамочное соглашение на 40 самолётов Boeing 787-10 с поставками начиная с 2022 года.
Но в статистике американского производителя документ не отображён. Ничего не известно и про силовые установки: для B787-10 доступны как опции General Electric GEnx и Rolls-Royce Trent 1000, — для начала производства надо что-то выбрать. На этом фоне весьма вероятно, что Airbus смог взять верх над Boeing в игре, которая уже выглядела проигранной.
Причём если A350 показывает себя в эксплуатации в очень выгодном свете и действительно набирает популярность среди покупателей — потому не удивительно, что он мог приглянуться и Emirates, — то со второй моделью понятно пока не всё. Надёжность и экономичность (не расход топлива, а затраты на плановое и внеплановое техобслуживание) A330-900 не выяснены: серийные машины интенсивно эксплуатируются лишь TAP Air Portugal (TP) и всего несколько месяцев. Поэтому причины выбора европейской продукции неочевидны. И тем ценнее работа менеджмента Airbus.
Airbus A350-900 или Boeing 787-10: какой самолёт лучше?
Поддержка линейки A330neo
Если новых изменений не последует, 40 единиц в портфель заказов A330-900 серьёзно поправят дела на сборочной линии, где собираются оба поколения (старое A330-200/-300 и новое A330-800/-900) параллельно. Не только ради «плавного перехода», но и потому, что заказов на новинку было маловато: до сих пор без учёта нового соглашения было законтрактовано 244 машины.
Airbus A330-900 в ливрее авиакомпании Emirates, рендер
Airbus A350-900 в ливрее авиакомпании Emirates, рендер