AirAsia X упёрлась в потолок

AirAsia X Berhad рассматривает возможность замены состава опциона Airbus: с широкофюзеляжных A330neo на узкофюзеляжные A321LR.

Малайзийский конгломерат разместил твёрдые заказы на 66 самолётов A330neo и заключил дополнительное соглашение на 34 таких же — с правом оформления на уже оговорённых условиях позже. Теперь, когда истекает дедлайн опциона, перевозчик задумался о том, что настолько много и таких больших машин ему не нужно.

Команда обсуждает замену A330neo на A321LR, [который] может использоваться на меньших рынках, где широкофюзеляжные самолёты слишком велики, или в низкий сезон.

Беньямин Исмаил (Benyamin Ismail), генеральный директор AirAsia X Berhad

AirAsia X упёрлась в потолок своего роста. На 2018 год было запланировано получение трёх новых Airbus A330-300 в малайзийское подразделение и ещё трёх — в таиландское. Однако после коррекции планов вместо шести самолётов в сумме приобретено четыре, и все отправились в Таиланд.

Два авиалайнера пополнили флот Thai AirAsia X (XJ) к 30 сентября — теперь авиакомпания оперирует на местном рынке восемью дальнемагистральными машинами. Ещё два должны были прибыть (но их до сих пор нет) к концу текущего квартала.

На 2019 год запланирован всего один новый самолёт — первый Airbus A330-900 из того самого контракта на 66 единиц.


Airbus A330-900 начал поставляться заказчикам с годовым опозданием — но нельзя сказать, что AirAsia X от этого пострадала: компания растягивает сроки получения новых машин (с прибытием каждой приходится вносить за неё основную часть платежей), так как не может получить заметную прибыль или хотя бы обеспечить стабильный операционный рост


AirAsia уже заказала 100 самолётов Airbus A321neo (точнее, вариант A321-251N — с двигателями CFM LEAP-1A), теперь же дальнемагистральная AirAsia X хочет выбрать A321LR вместо более дорогих A330neo. Для Airbus это не самая приятная новость

Читайте также:  CRAIC CR929: накопленный опыт и нерешённые задачи

Дальнемагистральный вариант крупнейшего лоукостера Азии не может выйти на стабильную прибыль. По результатам трёх кварталов 2018 года выручка увеличилась всего на 1,6% к аналогичному прошлому периоду (3,396 миллиарда малайзийских ринггитов), при этом операционные убытки из минимальных стали ощутимыми (- 0,238 млрд), чистые потери после учёта налогов достигли 0,213 млрд ринггитов против небольшой прибыли (0,014 млрд) годом ранее. Основной причиной провала назван рост стоимости топлива в течение квартала с 65 до 91 долларов США за баррель.

На этом фоне индонезийский филиал фактически признаётся неудачей: в 2019 году AirAsia X Indonesia закроет свой единственный регулярный рейс с Бали в Токио, аэропорт Нарита (NRT), и перейдёт к чартерной схеме работы.

Руководитель же тайского офиса приглашён в Куала-Лумпур спасать весь дальнемагистральный бизнес: Надда Буранасири (Nadda Buranasiri), до января 2014 года занимавшийся музыкальным менеджментом, а потом пришедший в авиацию и сделавший своё подразделение наиболее успешным во всей группе, заменит бывшего инвестбанкира Беньямина Исмаила у главного «штурвала».


Беньямин Исмаил (Benyamin Ismail), инвестиционный банкир с восьмилетним стажем, который за три года даже под контролем основателей холдинга Тони Фернандеса (Tony Fernandes) и Камарудина Мерануна (Kamarudin Meranun) не смог добиться от AirAsia X Berhad надёжной прибыльности


Надда Буранасири (Nadda Buranasiri), бывший музыкальный менеджер, у которого в тайской Thai AirAsia X показатели наилучшие во всей группе, приглашён возглавить всё дальнемагистральное подразделение с начала 2019 года