Аэрофлот компенсировал рост топливных цен заморозкой зарплат и сокращением рекламы

Группа компаний Аэрофлот 29 ноября опубликовала отчётность за третий квартал 2018 года.

Рост выручки на 15,2% не смог компенсировать увеличение операционных затрат на 18,3% — и чистая прибыль после выплаты налогов сократилась на 17,2% по отношению к первым трём кварталам 2017 года.

При этом главный вклад в расширение расходной части сделало топливо: его рублёвые цены увеличились на 36%, остальное было обусловлено ростом парка и его потребностей. Начавшееся снижение цен на нефть, как заявляет Аэрофлот, отразится на керосине лишь в декабре, при этом курсовое давление усилится — и это может свести на нет весь выигрыш.

Второй по объёму вклад в рост издержек сделала аренда: флот интенсивно обновлялся, причём новые самолёты были взяты в лизинг; чистое увеличение их количества в операционной аренде составило 57 единиц (21,8%) по сравнению с 30 сентября 2017 года. Платежи росли также и из-за увеличения ставки LIBOR, и из-за падения курса рубля.

Сдерживался рост расходов за счёт фонда оплаты труда: перевозчик за весь год повысил зарплату лишь командирам воздушных судов.

В некоторых статьях затраты агрессивно сокращались: прежде всего, на рекламу и маркетинг; уменьшились потери на амортизации и пошлинах, так как самолётов в финансовом лизинге стало меньше.

Рентабельность по EBITDA снизилась на 3,1 п.п. до 10,1%.

Финансы

Итоговые показатели:

  • операционная прибыль составила 36,842 миллиардов рублей (падение на 12,0% к первым трём кварталам прошлого года);
  • чистая доналоговая прибыль — 30,043 млрд руб. (падение на 20,3%);
  • чистая прибыль после учёта налогов — 22,490 млрд руб. (падение на 17,2%).

Доходная часть:

  • общая выручка составила 466,345 миллиардов рублей (рост на 15,2% к аналогичному периоду прошлого года);
  • в том числе выручка пассажирского подразделения — 409,974 млрд руб. (рост 17,0%),
  • выручка от грузовых перевозок — 12,839 млрд руб. (рост 13,6%).
Читайте также:  ILA 2004

Расходы:

  • операционные затраты составили 429,499 миллиардов рублей (рост расходов на 18,3% к аналогичному периоду прошлого года); в том числе
  • затраты на персонал — 61,315 млрд руб. (рост на 1,3%);
  • затраты на топливо — 131,965 млрд руб. (рост на 46,7%);
  • наземное обслуживание самолётов и пассажиров — 80,268 млрд руб. (рост на 7,4%);
  • ремонт и техническое обслуживание самолётов — 32,009 млрд руб. (рост на 22,0%);
  • операционная аренда самолётов — 63,768 млрд руб. (рост на 33,7%);
  • амортизация и таможенные пошлины — 10,434 млрд руб. (сокращение на 9,6%);
  • коммерческие, общехозяйственные и административные расходы — 22,478 млрд руб. (сокращение на 5,7%).

Операционные показатели

  • предложение составило 129,393 миллиардов пассажирокилометров (рост на 9,0% к аналогичному периоду прошлого года);
  • трафик — 108,428 млрд пасс.км (рост на 9,1%);
  • число перевезённых пассажиров составило 42,249 миллиона человек (рост на 10,2%);
  • занятость кресел достигла 83,8 % (минус 0,1 процентного пункта к аналогичному прошлому периоду),
  • в том числе на международных маршрутах — 82,3% (падение на 1,3 п.п.),
  • на внутренних линиях — 85,9% (рост на 2,2 п.п.);
  • удельные затраты на пассажирокилометр предложения без учёта топлива возросли на 0,04%;
  • общие удельные затраты на пассажирокилометр предложения выросли на 7,9%;
  • удельный доход на пассажирокилометр предложения вырос на 6,8%.